Между тем Нерон, освободившись от Агриппины

09 сентября

Между тем Нерон, освободившись от Агриппины, все больше выходил и из-под влияния Сенеки. В 62 году умер (или был отравлен) Бурр. Сенека ходатайствовал об отставке и хотел вернуть Нерону все полученные от него богатства — Нерон отказался принять их обратно. Но Сенека уже решился на новый, последний поворот своей жизни от государственных дел к «досугу». Означает ли это для него поражение? Нет, отвечает Сенека в следующем своем трактате — «О спокойствии души». Деяние остается для него истинным поприщем добродетели, и прежде всего деянием на благо государства. «Вот что, я полагаю, должна делать добродетель и тот, кто ей привержен. Если фортуна возьмет верх и пресечет возможность действовать, пусть он не тотчас же бежит — нет, пусть он с выбором отыщет нечто такое, чем еще может быть полезен государству.

Нельзя нести военную службу? Пусть добивается общественных должностей. Приходится остаться частным лицом — пусть станет оратором. Принудили к молчанию — пусть безмолвным присутствием помогает гражданам. Опасно даже выйти на форум — пусть по домам, на зрелищах, на пирах будет добрым товарищем, верным другом, воздержным сотрапезником. Лишившись обязанностей гражданина, пусть выполняет обязанности человек!» («О спокойствии души»).

Сенека демонстративно отстраняется от общественной жизни «отменяет все заведенное в пору прежнего могущества: запрещает сборища присутствующих, избегает всякого сопровождения, редко показывается на улице, как будто его удерживает дома нездоровье либо занятия философией» (Тацит). Человек имеет право на досуг и не отслужив свой срок, — доказывает он в книге «О досуге». На первый взгляд, Сенека возвращается к идеям своего корсиканского уединения — к трактату «О краткости жизни». Но там он делал акцент на долг человека перед самим собою — теперь же на первое место выдвигается долг перед людьми: однако не перед римской гражданской общиной, выродившейся в толпу рабов тирана, а перед вселенским «сообществом богов и людей». «Два государства объемлем мы душою одно — поистине общее, вмещающее богов и людей; и другое, к которому мы приписаны рождением. Этому большому государству мы можем служить и на досуге, — впрочем, не знаю, не лучше ли на досуге» («О досуге»). Это служение есть философия, она же — созерцание величия всего сущего, чтобы учить этому служению сограждан «большого государства», Сенека пишет свои последние обобщающие философские труды — «Изыскания о природе», «О благодеяниях» и книгу итогов — «Письма к Луцилию».

Похожие статьи

Но никакой уход от дел уже не мог спасти философа. Нерон ощущал, что..

Но Сенека не был бы Сенекой, если бы не попытался теоретически..

Как в начале жизненного пути, так и теперь перед Сенекой вставал..

СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (ок. 4 до н. э. — 65) Римский..
Кухонная мебель
Как сделать приготовление блюд еще более привлекательным основой является оборудование
Кажется, функциональное и интуитивно понятное использование кухонного оборудования - основа успешного..
Как выбрать посуду для кухни?
Кухонная посуда интересна не только новоиспеченным домохозяйкам, но и хозяйкам со стажем...
Сборка мебели
После покупки новой мебели многие задаются вопросом, как же правильно её собрать? Ведь сборка мебели это..
Мебель для гостиной
Какой должна быть мебель для гостиной?

Гостиная – это особое место в доме, где должен быть свой, уникальный интерьер. Однако далеко не все..
Стилистика и дизайн современной мебели

Стилистика и дизайн современной мебели

 

Сегодня найдется огромное количество идей и множество стилей, чтобы создать эксклюзивный интерьер..
Новинки гостиных комнат с современным и классическим дизайном

Новинки гостиных комнат с современным и классическим дизайном

Компания «Мебель-Москва» предлагает потребителям новинки гостиных комнат с современным и..
1 2 3 4 5 6 7 8 9