Но Сенека не был бы Сенекой, если бы не попытался теоретически осмыслить свою политическую деятельность,

09 сентября

Но Сенека не был бы Сенекой, если бы не попытался теоретически осмыслить свою политическую деятельность, найти ей оправдание с точки зрения нравственных норм стоицизма. Вслед за стоиками он полагал, что монархия при справедливом царе, носителе разума, может быть залогом благоденствия государства: «Только мудрец умеет быть царем». Об этом он писал в трактате «О милосердии», обращенном к Нерону, создавая образ идеального государя, мудреца у власти. Он — носитель разумного милосердия, которое позволяет государю найти должную меру между мягкостью и строгостью, необходимой для обуздания порочной толпы, этим исправляются нравы, а в государстве воцаряется единодушная и всеобщая любовь к правителю. Таков был идеал, но не такова была действительность. Сенеке приходилось бороться с влиянием Агриппины, а для этого идти на уступки порокам Нерона. Нерон отвечал Сенеке бесчисленными подарками, Сенека их принимал, и его богатства росли так быстро, что все громче становились разговоры о несоответствии проповедей Сенеки и его поступков.

В борьбе с Агриппиной Сенека победил, но эта победа была хуже поражения. В 59 году Нерон приказал убить Агриппину, и Сенека был вынужден не только санкционировать матереубийство, но и выступить с оправданием его перед сенатом. «В итоге ропот шел уже не против Нерона, чья чудовищность превосходила любые пени, а против Сенеки, облекшего в писаную речь признанье в преступлении» (Тацит). В свое оправдание Сенека пишет новый трактат — «О блаженной жизни». Это — самая решительная попытка Сенеки примирить стоическую доктрину и действительность. Только мудрец в силах осуществить идеальную норму поведения, пишет Сенека, но ведь ни он сам, ни даже древние стоики не могут быть названы мудрецами. Они, как и все люди, погружены в жизнь с ее заботами и требованиями, связаны с людьми, опутаны обязательствами перед государством. Как же при всем этом сберечь нравственную чистоту? — Нужно сохранять всегда и во всем сознание нравственной нормы. Это сознание — оно же совесть — и отличает человека нравственного (философа) от толпы. Понятие совести как осознанной разумом и в то же время пережитой чувством нравственной нормы было введено в стоицизм Сенекою.

Похожие статьи

Но никакой уход от дел уже не мог спасти философа. Нерон ощущал, что..

Между тем Нерон, освободившись от Агриппины, все больше выходил и..

Как в начале жизненного пути, так и теперь перед Сенекой вставал..

СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (ок. 4 до н. э. — 65) Римский..
Кухонная мебель
Бытовая техника для кухни в интернет-магазине
Сегодня приобрести технику для кухни очень просто – достаточно иметь доступ к интернету...
Достоинства кухонь из массива дуба
Кухня — помещение с особыми условиями. Здесь регулярно меняется влажность, происходят перепады..
Выбор холодильника для загородного дома и дачи: критерии выбора, советы экспертов, популярные марки бытовой техники
Выбор холодильника для загородного дома и дачи: критерии выбора, советы экспертов, популярные марки..
Мебель для гостиной
Фотожалюзи

Фотожалюзи

Фотожалюзи это сравнительно новое направления для оформления интерьера. Если раньше этот прием..
Особенности использования стенок-горок в интерьере

 Особенности использования стенок-горок в интерьере

Как выбрать цвет для горки(стенки), основные стили горок...
Laminatart - Правила выбора ламината

Laminatart - Правила выбора ламината

Правила выбора ламината..
1 2 3 4 5 6 7 8 9



© Copyright 2020 NordRus.org / Все права защищены. При использовании материалов, ссылка обязательна!