Гарантии и пределы действия и применения федеральных законов
Часть 5 ст. 76 устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ч. 1 и 2 ст. 76). По данным предметам ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и "иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон". Тем самым установлен прямой приоритет федеральных законов, принятых в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции.
Из данного положения вытекают два практических последствия:
- любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как, согласно Конституции, действует федеральный закон;
- приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации, - актам федеральных органов - Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также "изданы в Российской Федерации".
Из данной формулы вытекает также то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции).
Часть 6 ст. 76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативного правового акта субъекта Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 этой же статьи. Это означает, что при наличии такого противоречия действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Такого ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних Конституций РСФСР и России. Признание приоритета актов субъектов Федерации по вопросам их собственного регулирования полностью соответствует ст. 73 Конституции и юридически гарантирует то положение, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в данной статье, "обладают всей полнотой государственной власти".
Разумеется, и по этим вопросам возможны споры в Конституционном Суде Российской Федерации, однако такие споры могут разрешаться только с сохранением приоритета действия нормативного акта субъекта Федерации, изданного в соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции.