Неразрывность рационального использования природных ресурсов и их охраны
Таким образом, это конституционное положение позволяет более справедливо использовать средства, получаемые от использования природных ресурсов, в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях. Оно направлено также на соблюдение предусмотренных экологическим законодательством норм охраны окружающей среды и подчеркивает неразрывность рационального использования природных ресурсов и их охраны. Регулирование этих отношений с точки зрения соблюдения экологических требований в значительной мере осуществляется Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года и другим природоохранным законодательством.
Во второй части статьи впервые после советского периода закрепляется многообразие форм собственности на природные объекты и таким образом устанавливается право собственности на них граждан, юридических лиц, государства, муниципальных органов и иных субъектов права. Вместе с тем Конституция осторожно говорит о том, что природные ресурсы "могут" находиться в этих формах собственности.
Правовое положение природных объектов и детальная регламентация правомочий в отношении их находят закрепление и развитие в федеральных актах, в том числе в ч. 1 ГК 1994 г. (ст. ст. 126, 129, 130 - 131, 214, 257, а также гл. 17, которая будет введена в действие с принятием нового Земельного кодекса), Водном кодексе РФ 1995 г. (раздел II), Законе РФ "О недрах" в редакции от 8 февраля 1995 г. (ст. ст. 1.2, 2, 2.1), Основах лесного законодательства РФ (ст. ст. 2, 10 и 11), Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 года (ст. 6), Федеральном законе "О животном мире" от 24 апреля 1995 года (ст. 4) и ряде других федеральных актов.