ЛАО-ЦЗЫ (ЛИ ЭР)

09 сентября

ЛАО-ЦЗЫ (ЛИ ЭР)

(род 604 до н. э.)

Лао-цзы — почетное имя величайшего китайского мыслителя Ли Эра (Ли Бояня, Лао Даня), основателя даосизма. Ему приписывают авторство «Дао дэ цзин» (трактат о пути и добродетели) Основное понятие Лао-цзы — дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действия — недеяние (у вэй), уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. О жизни Лао-цзы известно мало. Основываясь на сведениях, содержащихся в главе «Тянься» («Поднебесная») в сочинении Чжуан-цзы и в главе «Жизнеописание Лао-цзы» в «Исторических записках», можно говорить, что Лао-цзы был несколько старше Конфуция.

Дошедшее до нашего времени сочинение «Лао-цзы» отражает идеи мыслителя и служит главным источником для их изучения. В 1973 году в Мавандуе, вблизи Чанша, была вскрыта могила, относящаяся к ханьскому времени, в которой обнаружили два экземпляра сочинения Лао-цзы, написанные на ткани. Этот экземпляр дал ценный материал для изучения идей Лао-цзы. Он родился в царстве Чу, в уезде Ку волости Ли, в деревне Цюйжэнь. Настоящее имя мыслителя Ли Эр Лао-цзы означает «учитель Лао». В свою очередь, Лао — это прозвище и означает оно «Старец».

Согласно легенде, мать носила его в чреве 81 год, и когда произвела его на свет, новорожденный был сед. Он получил фамилию Ли, так как родился под деревом Ли (сливой). У него были длинные уши, за что ему было дано имя Эр (ухо).

Известно, что Лао-цзы был историографом, главным хранителем государственного архива при Чжоуском дворе. Он долго жил в столице, много трудился над доверенными ему документами, официальными и литературными текстами, много размышлял, много беседовал с навещавшими его людьми, представителями разных сословий и профессий. Впечатления от прочитанного, увиденного и услышанного складывались в собственные выводы о природе всего сущего, о всеобщих законах естественного возникновения, становления и развития мира. Он воплотил их в трактат, сыгравший огромную роль в китайской философии. Завершение периода Чуньцю, когда жил Лао-цзы, ознаменовалось сменой рабовладельческого строя феодальным. Лао-цзы с отвращением отвергал существующий прежде принцип «управления на основе правил поведения» и горестно сетовал: «Правила поведения — они подрывают преданность и доверие, кладут начало смутам». В то же время его не удовлетворял и принцип феодалов «управление на основе закона», и он с тревогой восклицал: «Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников». Он протестовал также против «почитания мудрых» и выступал против захватнических войн, которые вели между собой правители отдельных царств.

Похожие статьи

ЧЖУАН-ЦЗЫ (ЧЖУАН ЧЖОУ) (ок. 369–286 до н. э.) Китайский..

МО-ЦЗЫ (МО ДИ) (ок. 480–400 до н. э.) Великий китайский..

В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в царстве..

По преданиям, когда Лао-цзы покидал Чжоуское царство, на пограничной..
Кухонная мебель
Как сделать приготовление блюд еще более привлекательным основой является оборудование
Кажется, функциональное и интуитивно понятное использование кухонного оборудования - основа успешного..
Как выбрать посуду для кухни?
Кухонная посуда интересна не только новоиспеченным домохозяйкам, но и хозяйкам со стажем...
Сборка мебели
После покупки новой мебели многие задаются вопросом, как же правильно её собрать? Ведь сборка мебели это..
Мебель для гостиной
Какой должна быть мебель для гостиной?

Гостиная – это особое место в доме, где должен быть свой, уникальный интерьер. Однако далеко не все..
Стилистика и дизайн современной мебели

Стилистика и дизайн современной мебели

 

Сегодня найдется огромное количество идей и множество стилей, чтобы создать эксклюзивный интерьер..
Новинки гостиных комнат с современным и классическим дизайном

Новинки гостиных комнат с современным и классическим дизайном

Компания «Мебель-Москва» предлагает потребителям новинки гостиных комнат с современным и..
1 2 3 4 5 6 7 8 9